Получить консультацию

Каждый десятый опрошенный имеет свое дело! Правда, одни под этим понимают бизнес, а другие — самозанятость. Еще 23% хотели бы открыть свое дело, каждый седьмой из этой группы уже что-то делает для этого.

МОСКВА, 9 ноября 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты исследования о том, как за три десятилетия изменилось отношение россиян к предпринимательству.

Кто хочет стать предпринимателем?

Развитие сектора малого и среднего предпринимательства — одно из необходимых условий роста экономики и благосостояния общества. В России зарегистрировано почти 6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства[1]. Развитие предпринимательства определяется не только созданными внешними условиями, но и интересом населения к осуществлению такой деятельности. Сегодня каждый десятый россиянин имеет свое дело (10%), за три десятилетия показатель увеличился в 3 раза (1992 г. — 3%). Хотели бы открыть свое дело 23% наших сограждан, это меньше на 8 п.п., чем в 1992 г., и на 11 п.п. — чем в 2016 г. В то же время заметно выросла доля тех, кто не хочет заниматься бизнесом: если в 1992 г. таковых было 47%, то в наши дни — 65%, в 2016 г. показатель составлял 60%. Интерес к предпринимательству у населения сегодня ниже, чем 30 лет назад, и даже ниже, чем 6 лет назад.

За 30 лет портрет предпринимателя не претерпел заметных трансформаций, изменился только возраст: в 1992 г. типичный бизнесмен был несколько моложе, 25-34 лет (6% vs. 3% среди всего населения), остальные факторы — высшее образование, мужской пол, проживание в столице — остаются в числе главных детерминант и предпринимательства, и интереса к нему. Как сегодня, так и тридцать лет назад мужчины становятся предпринимателями в 2 раза чаще, чем женщины.

Среди тех, кто хотел бы открыть свой бизнес (23% россиян), реальные шаги к открытию предпринимают только 15%, шесть лет назад таковых было 17%, а в 1992 г. — только 5%. Хотя интерес к бизнесу за три десятилетия снизился, сегодня он в три раза чаще конвертируется в конкретные действия, такие как регистрация, поиск помещения, сырья или оборудования, получение кредитов. Каждый второй сообщил, что ничего не делает для открытия своего дела (50%), а треть (34%) подумывает начать что-то делать в ближайшее время. Реальные действия чаще предпринимают 25-44-летние (18-17%), граждане со средним или неполным средним образованием (19-18%), а также жители села (25%), Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (26-30%).

Магазины, автомобили, производство

В рейтинге предпочитаемых направлений бизнеса у тех, кто хотел бы открыть свое дело, на первых местах розничная торговля / открытие магазина (20%, или каждый пятый в этой группе), автомобильный бизнес (13%), производство (11%), сельское хозяйство, салон красоты / косметологические услуги и строительство (по 9%). Швейное производство и общепит назвали по 6%. Образовательные услуги и гостиничный бизнес привлекают еще по 5%. Сферу информационных технологий обозначили 3%.

Что останавливает людей?

Топ-3 барьеров открытия своего дела — состояние здоровья, возраст (39%), отсутствие стартового капитала (28%) и интереса к бизнесу (22%). Каждый пятый признался, что ему не хватает соответствующих знаний или компетенций (20%), почти столько же опасаются трудностей, с которыми сопряжено открытие бизнеса (19%). За три десятилетия рейтинг причин претерпел незначительные изменения, хотя все варианты сегодня звучат намного чаще. В 1992 г. первое место занимала нехватка финансов (19%), тогда в тройке также были возраст (17%) и нехватка знаний (12%). За шесть лет россияне стали чаще указывать на возраст (+9 п.п.) и компетенции (+6 п.п.), но реже — на отсутствие стартового капитала (−9 п.п.).

Причины, по которым люди отказываются от идеи открыть свое дело, обусловлены возрастом, полом, образованием и уровнем дохода:

Фактор успеха

Каждый второй россиянин уверен, что залог успешного бизнеса — личные качества предпринимателя, такие как настойчивость и предприимчивость (45%). Доминанта личных качеств актуализировалась в последние годы — в 1992 г., как и в 2016 г., этот вариант называли 27%. Тогда лидирующим вариантом были «деньги» (35-34%), сегодня они опустились на третье место (17%), их называют в два раза реже. Вторым фактором, определяющим успешность бизнеса, по мнению наших сограждан, являются связи, знакомства с нужными людьми (19%). Готовность идти на риск (возможно, не останавливаясь перед нарушением закона) считают важной 5%. Приоритет личных качеств признается представителями всех социально-демографических групп, а о связях чаще говорят мужчины (25% vs. 13% среди женщин).

Источник: https://wciom.ru/

логотип телеграмма с переходом