Покупка готового бизнеса имеет ряд преимуществ. Налаженные социальные связи, оборудованное помещение, постоянные посетители, слаженный коллектив и др. Возникает вопрос, почему тогда хозяин продает собственное дело? Причины могут быть разными. Поэтому покупателю нужно узнать подводные камни бизнеса.

Если же вы решили купить готовый бизнес, то в данной статье вы можете ознакомится с ключевыми параметрами проверки бизнеса.

Проверка учредительных документов, бухгалтерской отчетности, долгов и обязательств

Учредительные документы

Пакет документов зависит от организационно-правовой формы бизнеса. Но общими являются следующие бумаги:

  1. Устав (не имеют хозяйственные товарищества и госкорпорации);
  2. Внутренняя документация (регламенты, порядки);
  3. Учредительный договор;
  4. Свидетельства о регистрации юридического лица и постановке на налоговый учет;
  5. Свидетельство о регистрации во внебюджетных фондах, в органах статистики;
  6. Лицензия на осуществление деятельности;
  7. Сведения из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП;
  8. Договор аренды либо права собственности на недвижимость и др.

Для проверки этих документов необходимо запросить копии у продавца и заказать официальные выписки из компетентных органов. Затем сравнить данные.

В первую очередь стоит обратиться к Единому федеральному реестру сведений о банкротстве чтобы определить действующий статус бизнеса. При проверке нужно предоставить данные об организации: наименование, код деятельности, адрес и др. Также с помощью этого информационного онлайн-сервиса можно узнать об имеющихся обязательствах перед агентами, о кредитных задолженностях, о наличии исполнительского производства на собственника и проведение публичных торгов.

Затем рассматриваются основные сведения: дата регистрации, учредители, уставный капитал и др. Проверить бизнес можно по ИНН на сайте ФНС.

Покупатель на платформе получит обобщенную информацию из журнала «Вестник государственной регистрации» и ЕГРЮЛ. Узнает о наличии/отсутствии налоговых задолженностей, о юридических адресах. Получит сведения о дисквалифицированных лицах и тех, кто отказался от участия в организации в судебном порядке, об изменении уставного капитала, реорганизации и иные сообщения, что должны быть публикованы, согласно законодательству.

Важно также знать, как проверить финансовые показатели готового бизнеса.

Бухгалтерская отчетность

У главного бухгалтера нужно запросить ключевые параметры за последние 3 года:

  1. Финансовые результаты – демонстрирует доход/расход и прибыль/убыток.
  2. Бухгалтерский баланс покажет изменения в активах и пассивах на начало и конец отчетного периода.
  3. Сводка о движении денег расскажет об источниках получения средств и их размерах. Об объемах и направлениях расходов.
  4. Протокол об изменении капитала. Свидетельствует о приоритетах, направлениях в распределении каждого вида капитала.

Бухгалтерские и финансовые отчеты могут быть неправильно рассчитаны и сформированы, поэтому покупателю нужно узнать о случаях блокировки счетов предпринимателя, о дате и результатах проверки документации госорганами.

как проверить бизнес перед покупкой фото

Долги и обязательства

Одним из подводных камней бизнеса является недостоверность информации о продавце. Проверка личности начинается с паспорта. Проводится на сайте МВД России, на сервисе проверки действительности паспортов граждан РФ. Также проверить можно и карьеру продавца: занимаемы должности, места работы, предыдущие собственные дела.

Через ФНС, ЕФРСБ проверяются задолженности перед контрагентами, долги по уплате налогов, имеющиеся перед контрагентами обязательства.

Устанавливается факт и результаты судопроизводства с помощью базы данных арбитражных судов либо картотеки арбитражных дел. Для задания поиска в первом сервисе нужно знать, в каком суде проходило разбирательство. Второй требует ОГРН, ИНН либо наименование компании.

Проверка материальных активов

К ним относятся оборудование, материалы, мебель, помещение и др. физические предметы.

Чтобы проверить недвижимое имущество, нужно сделать запрос в ЕГРН. В сформированной госорганом выписке будут отражены действия с недвижимостью, владельцы и возможные обременения. Через базы сведений о банкротствах можно узнать о наличии и решение судебных споров, связанных с недвижимостью.

Если помещение находится в аренде, то нужно у арендодателя узнать о возможности перезаключения договора на новое лицо. Уточнить условия и стоимость.

От продавца следует попросить перечень материальных активов с указанием стоимости на момент приобретения. А также с уточнением основных характеристик и срока эксплуатации. Запросить полные бухгалтерские отчеты и результаты аудиторских проверок.

Проверка нематериальных активов

Нематериальные активы – это сайты, торговая марка и бренд, технологии и др.

Их проверка проходит несколько этапов:

  1. Определение активов. Покупатель узнает, какими нематериальными активами распоряжался бизнесмен.
  2. Установление юридических оснований необходимо для определения норм и порядка передачи прав.
  3. Проверка соответствия содержания документов законодательству.

Чек-лист, как проверить бизнес перед покупкой

  1. Оценить перспективы и определить тенденции развития рынка, ниши.
  2. Определить доступность и открытость юридической документации. Оценить грамотность их составления. Изучить содержание внутренних документов, учредительских документов и устава, регламентов.
  3. Определить задолженности и обременения бизнеса.
  4. Оценить финансовое положение компании.
  5. Выявить регламент взаимоотношений с контрагентами и сотрудниками. Узнать об изменениях условий взаимодействия.
  6. Изучить материальные и нематериальные активы. Ознакомиться с бумагами, подтверждающими права на них и оценивающими их ценность.

Хотите продать бизнес без потерь и рисков? Тогда обращайтесь в компанию БНК Инвест!