Предприниматели, решившиеся расстаться со своим делом, рассказали «БИЗНЕС Online», как «невероятно сильно» упал спрос
«До самоизоляции мы общались с 15 возможными покупателями, а после — всего с двумя», — жалуются продавцы бизнеса в Казани. Желающих приобрести, к примеру, развлекательные центры стало меньше на 62%, кафе и рестораны — на 50%. Но и предложение упало на треть. Впрочем, с каждым днем появляется все больше объявлений от владельцев точек торговли и общепита, не договорившихся с арендодателями о скидках. Эксперты «БИЗНЕС Online» советуют продавать не готовый бизнес, а имущество по частям.
Рынок продаж готового бизнеса в Татарстане весьма специфический. Владельцы небольшого бизнеса предпочитают искать новых хозяев самостоятельно, без помощи брокеров, используя интернет. Так и получилось, что самым репрезентативным источником информации остается сайт Avito.ru. Небольшая часть объявлений уходит на сайты «БиБосс.ру», «Из рук в руки» и др. Крупные же производства стараются продавать с помощью профессиональных брокерских агентств, таких как «Альтера Инвест» и его казанского партнера — «БНК Инвест».
Казалось бы, из-за серьезных потерь в эпоху коронавируса малые и средние предприниматели Татарстана начнут массово выставлять на продажу свои заведения и предприятия, однако же реальность оказалась совершенно иной. <em>В пресс-службе Avito нашему изданию сообщили о серьезном уменьшении предложения по продаже готового бизнеса. По РТ апрельские показатели были на 19% меньше, чем в марте, а если сравнивать с 2019 годом, то они упали на 29%.
Это отметили и в «БНК Инвест». «Самая большая площадка в части готового бизнеса — Avito, по ней можно ориентироваться. Количество объявлений о продаже готового бизнеса на Avito в Татарстане оказалось на уровне 750–800 штук. Это с учетом и новых, и продленных объявлений. Из них только 30 процентов можно отнести к готовому бизнесу, все остальное — завуалированные франшизы, партнерства, „ищу инвестора“ и прочее. Это число в 750–800 было устойчивым на протяжении прошлого года, а теперь оно сократилось до 500 объявлений. Подобное ясно показывает, насколько упало предложение», — говорит генеральный директор компании Рустем Рахматуллин.
При этом средняя цена, указываемая в объявлениях Avito, на готовый бизнес увеличилась, составив 4,6 млн рублей. С чем такое связано, в пресс-службе Avito.ru не объяснили, но можно предположить, что на сайте за месяц появилось несколько новых объявлений о продаже бизнеса покрупнее. Дороже всего бизнес стоит в Казани: средняя цена в апреле составила 5,1 млн рублей.
Сейчас на Avito можно найти несколько сотен предложений о продаже готового бизнеса в РТ. Все они разнообразны: за 100 тыс. рублей есть возможность приобрести, например, луковую ферму, а за 500 тыс. — кафе или салон красоты. При этом подавляющая часть объявлений была размещена еще в начале года, а во время режима самоизоляции их просто обновили. Стоит отметить, что новых крупных объектов стоимостью в сотни миллионов рублей в марте-апреле на рынке Татарстана не появилось. Разве что уже два года продолжает искать нового хозяина казанский завод ЖБИ группы компаний «Кулон».
Кое-где, впрочем, наблюдается прирост предложений — это интернет-магазины (5%) и сфера производства (3%). Спрос на данные категории также возрос — на 27% и 6%. В Avito рост интереса к интернет-магазинам связывают с тем, что переход на e-commerce сейчас как никогда актуален. К тому же, возможно, после режима самоизоляции многие люди не заходят возвращаться к покупкам офлайн.
В целом же ситуация с поиском инвесторов довольно печальная. Эксперты Avito отметили, что спрос на бизнес из сфер развлечений, торговли и общественного питания обрушился — на 63%, 52% и 50% соответственно — по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. «Скорее всего, это связано с тем, что сейчас все очень осторожно относятся к инвестициям и не спешат вкладывать их в крупные покупки, а также с невозможностью полноценно развивать бизнес в период пандемии», — сказали нашему изданию в Avito.
В апреле компания «БНК Инвест» не смогла продать готовый бизнес, констатирует Рахматуллин. Впрочем, в последние две недели покупатели стали «оживать». «Сейчас начал появляться запрос на готовый бизнес в сфере торговли и услуг, например, на автобизнес, автомойки, автомастерские, а также на пекарни, что работают на вынос. По-прежнему в аутсайдерах с нулевым количеством запросов туризм и весь общепит: рестораны, столовые, кафе», — рассказал эксперт в беседе с «БИЗНЕС Online».
Гендиректор «БНК Инвест» отмечает, что основная причина, почему бизнесмены решают продать свое дело, — проблема с арендодателями. «Есть неуступчивые арендодатели, которые не дают ни каникул, ни отсрочек. И это такие бизнесы, которые по 6–7 лет существовали, не первогодки. Жалко их даже выставлять на продажу. Это прежде всего торговля: цветы, другие товары», — говорит он. Но в целом заметно желание сохранить дело своей жизни. «Люди не хотят избавляться от бизнеса, ждут и продолжают верить, что ситуация изменится, что договорятся с собственниками помещений или смогут им заплатить, ведь зачастую для многих это единственный источник дохода», — считает Рахматуллин.
«БИЗНЕС Online» нашел предпринимателей, вынужденных избавиться от своего дела из-за коронавирусных ограничений. К примеру, в такой ситуации оказались владельцы небольшой казанской обувной фабрики Rhino. В беседе с корреспондентом издания один из руководителей микропредприятия площадью всего 150 кв. м Рустем объяснил, что из-за режима самоизоляции и перекрытия границ у компании возникли серьезные проблемы с поставками материала и снизился спрос на готовую продукцию. «К сожалению, банк нам отказал в кредитных каникулах и сейчас требует все платежи. Доходов нет, поэтому мы и приняли решение продать фабрику. Переговоры с некоторыми покупателями сейчас уже ведем, не знаю, к чему они приведут. Мы поставили ценник в 5,5 миллиона рублей — это объективно рыночная цена предприятия с учетом оборудования, которое там есть. А оно высококачественное, которое использовалось на фабрике „Спартак“», — сказал Рустем.
У хостела Green Point в центре Казани после введения режима самоизоляции не осталось ни одного клиента. Да и после окончания пандемии есть большая вероятность, что туристический поток в столицу Татарстана будет небольшим. Арендодатель пошел навстречу владелице хостела Маргарите, сделав 30-процентную скидку, но все равно затраты на содержание остаются немалыми — с учетом оплаты ЖКХ месячные расходы превышают отметку в 100 тыс. рублей. «С 15 марта, после того как в Москве ввели самоизоляцию, люди начали отменять брони. К примеру, группы школьников, которые составляли большой процент клиентов, теперь не могут приехать в Казань. Этот хостел в центре был новым, я еще не успела заработать на нем и создать подушку безопасности, поэтому с 20 марта мои сотрудники сидят дома, а потом Green Point закрыли», — рассказала нам Маргарита.
Она продает бизнес по размещению гостей в хостеле площадью 312 кв. м за 950 тыс. рублей. По словам Маргариты, это рыночная стоимость такого заведения в центре Казани. Открыть хостел с нуля будет дороже, т. к. владельцам придется покупать всю мебель, бытовую технику и постельное белье. «За последнее время нам пришло пару предложений о покупке, но эти люди пока скорее просто интересуются хостелом, все-таки сейчас не сезон. Покупатели не знают, что будет летом, хотя ежемесячная выручка, например, в августе доходит до 700 тысяч рублей», — говорит она.
С такой же проблемой столкнулся Алексей (имя изменено), владелец магазина одежды в одном из торговых комплексов Казани. ТЦ закрыт, огорожен, даже его собственным сотрудникам невозможно добраться до рабочего места. Сам владелец проживает за пределами Татарстана, он и раньше хотел продать бизнес, однако сейчас ситуация дошла до критической отметки. В итоге магазин был выставлен на продажу за 1 млн рублей.
«В марте я наконец решил продать бизнес. Владельцы ТЦ отсрочили нам выплату аренды, но после того, как магазин вновь заработает, нужно будет внести всю сумму. Сейчас мы используем торговую точку как склад для вещей. Непонятно, когда снова откроемся. Я продаю магазин, получается, за полцены от его реальной стоимости, плюс там товарный остаток выходит больше чем на миллион рублей. Но за два месяца, как вы видите, даже с такими скидками я не реализовал торговую точку», — отметил наш собеседник.
Но некоторым бизнесменам режим самоизоляции позволил поменять стратегию развития своего дела либо же довести до ума нынешнюю. Этого смог добиться владелец двух барбершопов Камиль. Одну точку он и в прошлом году продавал на Avito, однако покупателей не было, поэтому продолжал работать по обеим. Для него коронавирус оказался не причиной, а поводом продать свой бизнес. «Сейчас я решил, что намного эффективнее будет работать только в одном месте, не тратя силы и время на другое. Плюс до того момента, когда нам разрешили трудиться, у меня не было вообще никакой выручки. Сейчас народ возвращается, но я потерял где-то 15 процентов оборота. Выставил на продажу один из барбершопов за 800 тысяч рублей, сделал существенную скидку, но покупателей все равно нет. Люди звонят, но их предложения очень занижены, меня они никак не устраивают», — рассказал Камиль.
Большинство объектов готового бизнеса, которые можно купить на Avito, было выставлено на продажу еще до пандемии. Владельцы некоторых из них рассказали «БИЗНЕС Online», что во время коронавируса столкнулись с серьезным падением спроса, так что нынешняя ситуация подстегнула их к срочной продаже. Причины того, почему владельцы продают бизнес, совершенно разные: некоторые из них хотят переехать в другую страну, другие не нашли общего языка с партнерами, а третьи решили, что из-за кризиса покупательная способность населения станет только падать.
Скидки доходят до 40–50%, при этом нет никакой разницы, в какой сфере работает МСП и где находится заведение.
К примеру, владелец кафе площадью 45 кв. м в Ново-Савиновском районе Андрей с партнером решил продать бизнес в начале года, но коронавирус серьезно ударил по количеству покупателей. «Мы думали, что сумеем продать заведение за месяц-два, но спрос упал невероятно сильно. До самоизоляции мы общались с 15 возможными покупателями, а после — всего с двумя. С ними мы ведем переговоры, но непонятно, чем это закончится», — сказал собеседник. Чтобы хоть как-то завлечь покупателей, владельцы кафе пошли на огромную скидку по сравнению с первоначальной стоимостью. Сейчас бизнес можно купить за 320 тыс. рублей, а ранее цена была почти на 250 тыс. рублей больше. «Хорошо, что арендодатель пошел нам навстречу и в первые же дни запрета на работу отменил платеж. Это очень облегчило нашу ситуацию», — говорит Андрей.
У совладельца мини-кофейни площадью 15 кв. м в центре Казани Давида ситуация почти аналогичная. «Мы решили выставить наш бизнес на продажу в начале марта, обычно в это время начинает увеличиваться количество клиентов и, соответственно, доход. Тогда еще коронавирус был только в Европе. Сперва мы хотели выручить 590 тысяч рублей, покупатели (а их было очень много) звонили и присматривались к кофейне, но как назло началась самоизоляция, клиентов нет, все покупатели исчезли, до середины апреля вообще не было предложений. Мы снизили цену до 350 тысяч рублей — и сейчас потенциальные покупатели вновь появились», — рассказал совладелец кофейни.
В свою очередь владелец сети казанских баров Ирина сказала, что решила продать свои заведения в январе, когда только заметила наступающий кризис. По ее словам, непонятно, что будет со всей этой отраслью далее, насколько сильно снизится поток клиентов и их платежеспособность в будущем. Самоизоляция уже сейчас серьезно сказалась на ее финансовом состоянии.
«Нам все равно надо платить за аренду, и никто не идет на переговоры. Можно сказать, что я из своего кармана ежемесячно отдаю по 500–600 тысяч рублей, — говорит Ирина. — Мы, конечно, хотели бы бóльшую сумму выручить за бары, каждый из них продается за 1,25 миллиона рублей, но понимаем, что никто не захочет приобретать дороже. Не могу сказать, что покупателей много, мы бы хотели побольше, конечно. Я желаю продать сразу всю сеть, но у потенциальных покупателей не хватает денег, поэтому, наверное, реализую ее по частям».
Тем же бизнесменам, которые пытаются продать свой бизнес годами, сейчас стало еще тяжелее. Так, владелец расположенного в пригороде Казани салона красоты Анна (имя изменено) отметила, что из-за географического положения она не может выручить за свое дело приемлемую сумму, а сейчас из-за коронавируса предложений вообще нет, поэтому она сделала скидку почти в 20%
Есть еще одна категория продавцов — предприниматели, которые реализуют свое дело по частям или ищут партнеров. В частности, так поступают представители тех отраслей, в которых есть большое число игроков. Например, стоматолог Альберт (имя изменено) сейчас продает оборудование, помещение и мебель. «Я давно хочу переехать в другой город, планировал до конца года продать кабинет, но из-за самоизоляции вообще не могу работать. Не вижу смысла реализовывать весь бизнес целиком, его просто никто не купит, те, кто хотел, уже не могут, а вот по частям — совершенно иное дело. Я выставил оборудование на Avito — и предложения поступают из совершенно разных регионов России: от Урала до Смоленска. Сейчас вот думаю, как лично связаться с покупателями и переслать рентгенографы и так далее», — отметил собеседник.
По мнению экс-главы центра поддержки предпринимателей РТ, члена совета ТРО «Опора России» Артема Наумова, именно такой сценарий продажи бизнеса — по частям — остается приоритетным как в Татарстане, так и во всей РФ. Особенно во время кризиса — такого, как сейчас. «Россию нельзя сравнивать ни с европейскими странами, ни с США и даже с Китаем, где давно существуют отрасли, занимающиеся продажей бизнеса. Многие предприниматели в нашей стране либо продают свое дело знакомым, либо выставляют на продажу активы и оборудование, а потом ликвидируют дело», — отметил Наумов.
По мнению нашего собеседника, причина того, почему рынок не развит, заключается в особенностях российского бизнеса. «Тысячи объявлений, которые можно найти в интернете, дали любители. За рубежом существует целый класс профессионалов, цель которых — создание нового бизнеса с нуля именно для последующей его продажи. В России таких людей единицы, если судить по общему проценту бизнесменов. Из-за этого предприниматели и предпочитают переждать кризисы либо продают бизнес по частям или своим знакомым», — отметил Наумов.
По его мнению, застой в отрасли продажи бизнеса под ключ связан не только с тем, «что низы не хотят», но и с тем, что «верхи не могут». «Из-за особенностей ведения отчетности в нашей стране потенциальные покупатели просто не знают, насколько выгодно им будет вкладываться в покупку готового дела. Многие предприниматели, чтобы не платить дополнительных налогов, пишут, что их прибыль равна нулю. Перепроверять данные покупателю долго и сложно, и, как следствие, до реальных сделок переговоры о продаже бизнеса не доходят», — подытожил экс-глава центра поддержки предпринимателей РТ.
Информация взята из источника: