Каждый контракт, особенно если он несет риск финансовых потерь в зависимости от экономических результатов деятельности контрагента требует четкого и грамотного подхода. Определить уровень достаточности активов для реализации совместного проекта не всегда бывает просто, но, тем не менее, существуют способы для этого. Больше по данной теме по ссылке проверка активов компании.
Понятие активов компании
Самым понятным с экономической точки зрения определением является идентификация как источника получения дохода. В зависимости от рода деятельности организации активы компании составляют здания и сооружения, автотранспорт, оборудования, сырье, денежные средства на счетах. Активы – это ресурсы, при использовании которых компания получит экономическую выгоду в бедующем.
На каждый определенный момент времени они имеют свою стоимость. Стоимость активов компании – сумма всех активов предприятия, отраженная в бухгалтерском балансе.
Виды активов и их характеристики
Деление на основе способов оценки:
Материальные – физически осязаемые активы, также как имущество, здания, производственный инструмент, запасы на складах. Их состав включены основные активы компании – материальные объекты долгосрочного использования.
Нематериальные – не имеют физической оболочки, но есть реальная стоимость. Сюда можно отнести патенты, программное обеспечение, разработки и инновации, товарные знаки, лицензии. Роль нематериальных активов значительно возросла в последние десятилетия за счет развития цифровых технологий и интеллектуальной собственности.
Финансовые – это денежные и эквивалентные активы. Деньги средства на счетах организации, предоставленные займы, акции иных компаний.
По оборачиваемости активы делятся на:
Оборотные – это материальные и финансовые виды, которые используются в одном производственном или коммерческом цикле. Например, сырье, которое на выходе из производственного цикла превращается в продукцию готовую к реализации, а денежные средства будут направлены опять на закупку сырья и выплату заработной платы сотрудникам, участвовавшим в производстве.
Внеоборотные – материальные и нематериальные активы, которые в процессе производства не меняют своей сути, но перекладывают часть стоимости на стоимость продукции. Сюда относятся здания и сооружения – например, сам цех, или производственное оборудование и инвентарь, автотранспорт. В качестве нематериальных к необоротным относят – лицензии, долгосрочные выданные займы, программные комплексы и т.п.
По степени участия в процессе производства и характеру использования:
Производственные – то, что непосредственно влияет на процесс производства и реализует его. Например, оборудование и производственные линии, сырье, топливо.
Непроизводственные – то, что обеспечивает процесс производства, но не участвует в нем. Это имущество административных и обслуживающих подразделений: офисная техника, имущество столовой, легковой автотранспорт.
В зависимости от вида собственности:
Собственные – находящиеся на балансе и в собственности предприятия.
Привлеченные – арендованное имущество или лизинг.
В зависимости от уровня ликвидности:
Абсолютно ликвидные – денежные средства.
Высоколиквидные – краткосрочная дебиторская задолженность и краткосрочные вклады.
Среднеликвидные – готовая продукция, товары.
Слаболиквидные – финансовые обязательства с долгосрочным сроком исполнения.
Все активы используются для производства продукции или оказания услуг, в зависимости от типа деятельности организации. Показатель рентабельности активов отражает эффективность такого использования для получения прибыли.
Оценить стоимость помогает показатель стоимости чистых активов – это реальная цена имущества, за вычетом его долгов. Иными словами – разница между активами и обязательствами компании.
Способы проверки активов контрагента
Можно быстро или более углубленно проверить контрагента.
Проверка на соответствующих ресурсах в сети интернет, которые предоставят анализ российских юридических лиц и предпринимателей, на основании актуальных данных из официальных источников
Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП и сервисы ФНС России. На основании этого можно оценить размер уставного капитала, а адрес регистрации поможет определить наличие крупных активов – здание в собственности или маленькое арендуемое помещение.
Проверка наличия погашенных или действующих исполнительных производств. Необходимо оценить на какие суммы поданы иски, и кто выступает истцом, какой размер выплат по исполнительным листам уже произведен за период. Это позволит определить какой размер финансовых активов компания смогла отвлечь без потери экономических показателей. Иными словами – если готовы платить, значить есть на это средства.
Информация в СМИ. Тут содержится как косвенная, так и прямая информацию об активах компании. Например, информационные сообщения о слиянии или поглощении компаний.
Анализ документации о результатах финансово-экономической деятельности предприятия. Документация размещена в открытых источниках или на сайте компаний.
Каждая отдельная компания в зависимости от вида деятельности имеет индивидуальный набор активов, что стоит учитывать при покупке и аренде коммерческой недвижимости. При оценке контрагента необходимо учитывать это фактор. Проверка рисков бизнеса важный этап оценки бизнеса.