Несмотря на сложный период COVID-ограничений, рынок слияний и поглощений (M&A) в России чувствует себя лучше, чем в предыдущие кризисные 2015-2017 годы. Основными драйверами сделок в кризис выступают либо необходимость избавиться от непрофильных активов, либо желание дешево купить компанию, которая испытывает финансовые трудности.
Управляющий юридической компании Legalight Гарий Напалков на основании многолетней практики по сопровождения M&A-сделок рассказывает, на что стоит обратить внимание при заключении таких сделок и что требовать от юристов.
Как правило, на этапе предварительных переговоров обсуждаются исключительно бизнес-вопросы предстоящей сделки и помощью юристов часто пренебрегают. Однако зачастую переговорный опыт юристов, полученный на предыдущих сделках, может сэкономить значительное количество времени и сил при обсуждении не только юридических вопросов.
От юристов на этапе предварительных переговоров следует ожидать как минимум следующей поддержки:
Проще говоря, на стадии предварительных переговоров — юрист должен обеспечить клиенту свободу выбора, чем фактически облегчит себе работу на этапе согласования документации по сделке.
Кстати, с 2015 года в Гражданском кодексе (ГК) РФ появилась ответственность за недобросовестное поведение на переговорах. Поэтому лучше с самого начала знать, на что можно рассчитывать и как правильно отказаться от сделки, если возникнет такая необходимость.
Следующим этапом сделки M&A будет оценка юридических рисков — Legal Due Diligence или LDD. Как правило, этот процесс отнимает достаточно много временных (в среднем от 2-х недель до 2-х месяцев) и человеческих ресурсов, но эффективное взаимодействие команды продавца и покупателя может значительно сократить время. На этом этапе от юристов стоит ожидать:
Это онлайн-архив, который будет содержать необходимую документацию по целевой компании и позволит в разы сократить количество коммуникаций и вопросов со стороны покупателя. А если покупателей несколько, допустим, для стартапа, который привлекает инвестиции, Data Room позволит настроить различный уровень доступа, в зависимости от стадии договоренностей, а заодно и познакомит потенциальных инвесторов между собой.
Объем информации в Data Room зависит от того, кто Ваш потенциальный покупатель – инвестор или конкурент.
До того момента, пока вы не вступили в серьезные отношения, продавцу опасно открывать доступ ко всем финансовым показателям, коммерческим тайнам и т.д., поскольку LDD дает возможность получить информацию о конкуренте, но совершенно не обязывает заключить сделку.
Если дать полный доступ всем желающим, можно оказаться в щекотливой ситуации, когда ценная информация окажется в руках конкурента и он откажется от сделки. Но в то же время, если продавец не дает покупателю полный доступ, он должен быть готов к тому, что будет предоставлять в договоре дополнительные гарантии.
Поэтому задача ваших консультантов — определить какой именно объем доступной информации и в какое время стоит предоставить в Data Room, чтобы избежать ненужных вопросов со стороны коллег юристов, и не раскрыть чувствительной информации, что ослабит позицию на обсуждении документации по сделке.
Краткое заключение включает только материальные риски свыше определенной суммы, которую клиент определяет заранее. Например, свыше $10 тысяч. А также варианты решения возможных проблем.
Полный отчет содержит также подробный анализ структуры компании, порядка ее деятельности, выявленных проблем корпоративного управления, информацию о структуре имущества, анализ возникновения права собственности на активы, анализ соблюдения требований по персональным данным, регуляторных требований и многое другое.
Согласовать точный объем полного отчета рекомендуется заранее, чтобы не было сюрпризов, связанных со стоимостью работ и объемом информации, необходимой для принятия решения о дальнейшей судьбе сделки.
Какая из сторон будет готовить документы для сделки – не имеет значения, но нужно помнить о том, что, если одна из сторон не пользуется услугами специалистов, в суде она будет признана более слабой стороной договора и может получить определенные преимущества в связи с этим. Тем не менее, опираясь на практику, лучше заранее иметь четко проработанную юридическую схему и варианты решения проблем, чем получить статус более слабой стороны в суде, так как это не защищает от возможных рисков и потерь.
Подготовка документации по сделке – самая очевидная часть работы юристов.
Чего же стоит ожидать клиенту, кроме того, что юрист прочитает договор и поправит неточности?
Особое значение в сделках, где продается только часть компании, имеет подготовка корпоративного договора, однако эта часть заслуживает отдельного внимания. К ней применяются все те же принципы, что и к другой документации и юрист должен предоставить весь спектр возможных вариантов решения проблемы, из которых клиент может выбрать оптимальный.
Подписание — это процесс, когда стороны подтверждают свои обязательства. Закрытие — процедура, когда исполняется большинство обязательств, в том числе и оплата. Не всегда подписание и закрытие происходят в один день. Как правило, в сложных сделках они разведены во времени.
Для закрытия сделки необходимы следующие одобрения и документы:
Как правило, получение подобных одобрений занимает достаточное количество времени. Так, например, для того, чтобы получить одобрение от антимонопольной службы (ФАС), понадобится около двух месяцев, так как, в течение 30 дней ФАС принимает решение и около месяца может уйти на исправление недостатков, их согласование и т.п. Если сделка связана с регистрационными действиями по переходу прав собственности на недвижимость, то разрыв составляет около 2-х недель и т.д.
Источник: https://rb.ru